Просмотры: 2141
07.10.2022
В рамках форума на базе секции №3 состоялся круглый стол «Кадровое обеспечение электронной промышленности», модератором которого выступил Алексей Переверзев, проректор по инновационному развитию НИУ «МИЭТ». В удаленном режиме в работе круглого стола принял участие директор Департамента стратегического развития Минобрнауки России Юрий Казаков.
Первое слово было предоставлено генеральному директору крупнейшего российского производителя микроэлектроники − зеленоградского АО «Микрон» − Гульнаре Хасьяновой. Она подчеркнула, что расширение спроса на продукцию и соответствующий рост мощности микроэлектронных фабрик требует существенного увеличения численности работников. По самым скромным подсчетам в ближайшие два года только головному предприятию потребуется дополнительно тысяча человек.
Понятно, что ждать новых выпускников вузов пять лет нельзя — нужен качественно иной подход. Нужно использовать те кадры, которые не прошли профильного обучения. Необходимо срочно разработать на базе цифровых платформ «очень прикладную» программу с использованием виртуальной и дополненной реальности. У «Микрона» уже имеются дистанционные курсы, в которых сотрудники фабрики, работающими непосредственно на оборудовании, подходят для такого обучения.
Гульнара Хасьянова также обратила внимание на особую важность создания дизайн-центров в университетах, что обеспечит практическую подготовку студентов. «Микрон» уже более года прорабатывает эту тему с университетом МИЭТ. Нужно, чтобы и другие вузы включались в такую работу, это надо делать коллективно.
Особенно сложная ситуация сложилась сегодня с подготовкой кадров для электронного машиностроения. Как рассказал Алексей Алексеев, генеральный директор АО «НТО» и президент Ассоциации «Электронное машиностроение», в советские годы вузы готовили высококлассные кадры данного направления. С 1992 года спрос быстро упал, и подготовка таких специалистов была быстро свернута. Сегодня предприятиям пошли заказы на выпуск оборудования и ситуацию с подготовкой кадров надо срочно выправлять. Ситуация осложняется тем, что потребность в новых специалистах в первые годы составляет десятки, но через три года речь может идти о сотнях.
Алексей Алексеев сформулировал необходимые шаги, которые надо предпринять. Это увеличение числа вузов, которые готовят специалистов для РЭП и включение в образовательные программы отдельного курса по электронному машиностроению (ЭМ) с обязательным изучением применения оборудования. В образовательные программы колледжей нужно включить изучение особенностей работы с СТО для ЭМ (для ряда специальностей, востребованных в ЭМ).
Спикер также предложил упростить трудоустройство на предприятия ЭМ иностранных специалистов, а также получения ими гражданства РФ после 5 лет работы в отрасли.
Евгений Максимов, директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив компании YADRO, поделился опытом экстренных мер по кадровому обеспечению проектов по созданию отечественных микропроцессоров на основе открытых архитектур. Для быстрого пополнения компании кадрами соответствующей квалификации в конце прошлого года была инициирована совместная образовательная программа YADRO и МИЭТ (без организации базовой кафедры, требующего немалого времени). В совместную магистерскую программу YADRO вложила передовой опыт, участие экспертов-практиков, большой выбор практических задач для НИР и дипломных работ. Со своей стороны, университет предоставил преподавателей с многолетним опытом, ресурсы коллективного пользования, инфраструктуру, обеспечение мотивации и отбора лучших студентов.
Совместная программа стартовала уже в сентябре 2022 года, ее отличает большой объем практики. Магистры готовятся по трем специальностям. При этом, как особо подчеркнул эксперт, некоторое время обучение всех трех направлений осуществляется вместе, что позволит в будущем при необходимости, облегчить переход специалистов на другие участки производства.
Евгений Максимов подчеркнул, что рассмотренный подход к подготовке кадров требует немалого вложения рабочего времени и опыта специалистов производственного предприятия, но без этого на успех рассчитывать не стоит.
О проблемах подготовки кадров в оптоэлектронике на современном этапе рассказала Наталья Истомина, главный редактор журнала «ФОТОНИКА», начальник отдела — заместитель академика-секретаря РАН по научно-организационной работе, доцент университета МИИГАиК.
Понятно, что ждать новых выпускников вузов пять лет нельзя — нужен качественно иной подход. Нужно использовать те кадры, которые не прошли профильного обучения. Необходимо срочно разработать на базе цифровых платформ «очень прикладную» программу с использованием виртуальной и дополненной реальности. У «Микрона» уже имеются дистанционные курсы, в которых сотрудники фабрики, работающими непосредственно на оборудовании, подходят для такого обучения.
Гульнара Хасьянова также обратила внимание на особую важность создания дизайн-центров в университетах, что обеспечит практическую подготовку студентов. «Микрон» уже более года прорабатывает эту тему с университетом МИЭТ. Нужно, чтобы и другие вузы включались в такую работу, это надо делать коллективно.
Особенно сложная ситуация сложилась сегодня с подготовкой кадров для электронного машиностроения. Как рассказал Алексей Алексеев, генеральный директор АО «НТО» и президент Ассоциации «Электронное машиностроение», в советские годы вузы готовили высококлассные кадры данного направления. С 1992 года спрос быстро упал, и подготовка таких специалистов была быстро свернута. Сегодня предприятиям пошли заказы на выпуск оборудования и ситуацию с подготовкой кадров надо срочно выправлять. Ситуация осложняется тем, что потребность в новых специалистах в первые годы составляет десятки, но через три года речь может идти о сотнях.
Алексей Алексеев сформулировал необходимые шаги, которые надо предпринять. Это увеличение числа вузов, которые готовят специалистов для РЭП и включение в образовательные программы отдельного курса по электронному машиностроению (ЭМ) с обязательным изучением применения оборудования. В образовательные программы колледжей нужно включить изучение особенностей работы с СТО для ЭМ (для ряда специальностей, востребованных в ЭМ).
Спикер также предложил упростить трудоустройство на предприятия ЭМ иностранных специалистов, а также получения ими гражданства РФ после 5 лет работы в отрасли.
Евгений Максимов, директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив компании YADRO, поделился опытом экстренных мер по кадровому обеспечению проектов по созданию отечественных микропроцессоров на основе открытых архитектур. Для быстрого пополнения компании кадрами соответствующей квалификации в конце прошлого года была инициирована совместная образовательная программа YADRO и МИЭТ (без организации базовой кафедры, требующего немалого времени). В совместную магистерскую программу YADRO вложила передовой опыт, участие экспертов-практиков, большой выбор практических задач для НИР и дипломных работ. Со своей стороны, университет предоставил преподавателей с многолетним опытом, ресурсы коллективного пользования, инфраструктуру, обеспечение мотивации и отбора лучших студентов.
Совместная программа стартовала уже в сентябре 2022 года, ее отличает большой объем практики. Магистры готовятся по трем специальностям. При этом, как особо подчеркнул эксперт, некоторое время обучение всех трех направлений осуществляется вместе, что позволит в будущем при необходимости, облегчить переход специалистов на другие участки производства.
Евгений Максимов подчеркнул, что рассмотренный подход к подготовке кадров требует немалого вложения рабочего времени и опыта специалистов производственного предприятия, но без этого на успех рассчитывать не стоит.
О проблемах подготовки кадров в оптоэлектронике на современном этапе рассказала Наталья Истомина, главный редактор журнала «ФОТОНИКА», начальник отдела — заместитель академика-секретаря РАН по научно-организационной работе, доцент университета МИИГАиК.
Комментарии читателей