В июле в г. Екатеринбурге прошла крупнейшая в России Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ-2017". Мероприятия деловой программы продемонстрировали активизацию промышленной политики России. В статье приводится информация как о текущем положении дел по данному направлению в России, так и об опыте других стран.
DOI: 10.22184/1993-7296.2017.66.6.14.21
DOI: 10.22184/1993-7296.2017.66.6.14.21
Теги: exhibition “innoprom-2017” industrial policy in russia выставка "иннопром-2017" промышленная политика в россии
И
сторически сложилось такая ситуация, когда российская промышленность и образование оказались подготовленными только для крупносерийного производства. В современных экономических условиях они проявляют негибкость при переходе к созданию новых продуктов. Поэтому технический прогресс, подготовка кадров и поддержка технологий провозглашены основными шагами на пути развития инновационной промышленности. 1 июля 2015 года в России вступил в действие закон "О промышленной политике".
Однако современная промышленная политика в нашей стране, посмеем сказать, носит невнятный характер, ее цели и инструменты постоянно меняются. Невнятной ее можно назвать хотя бы потому, что толкование принятых правительством решений население принимает из уст СМИ. Со страниц журналов, экранов TV постоянно звучат лозунги, которые с завидной регулярностью сменяют друг друга, – теперь нас призывают вместо наноиндустрии стремиться к цифровой индустрии. Почему толкователями политики работают представители прессы, а не государственные служащие? Потому что, благодаря им, семантическое значение слов чиновников превращается в лозунги, именно пресса способствует их распространению в обществе.
Из информации, размещенной на сайте Министерства промышленности и торговли России, можно узнать, что на заседании Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии, которое провел Денис Мантуров в рамках работы ИННОПРОМА, министр сказал, что правительство страны не ставит обязательным выполнение условия импортозамещения на 100%. Его действия направлены на применение в России лучших доступных зарубежных технологий для того, чтобы совместный российский продукт был конкурентоспособен не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Министр также сообщил, что в обеспечение закона "О промышленной политике" Министерство промышленности и торговли РФ подготовило ряд проектов подзаконных актов, необходимых для запуска новых механизмов поддержки промышленности. Самые важные из них затрагивают интересы российского бизнеса и иностранных компаний, локализовавших производство в нашей стране, а также потенциальных инвесторов. Речь идет о специальном инвестиционном контракте и правилах определения отечественного продукта.
А как обстоят дела с проведением промышленной политики в других странах? Представители разных научных экономических школ дают целый ряд формулировок целей и функций государственной промышленной политики. Инструменты ее проведения в разных странах отличаются между собой. Например, в Германии промышленная политика опирается на создание научно-промышленных сетей и управления ими с помощью созданного консорциума или объединения. Программы децентрализованы, ими занимаются региональные органы власти или консорциумы и сети. Правительство не участвует в управлении программами, а лишь организует конкурсный отбор регионов.
Во Франции, столкнувшейся с деиндустриализацией и делокализацией, с ее низкой инновационной активностью, НИОКРами, поддерживаемыми государственными инвестициями, в основу промышленной политики положена политика кластеров конкурентоспособности. В ее центре – программа Competitiveness clusters policy, которая имеет ярко выраженный промышленный уклон. Эксперты находят некоторые общие черты хозяйствования между Францией и Россией с традицией государственного участия в экономике страны. Поэтому опыт Франции в проведении промышленной политики нам особенно интересен.
Кластерная политика Франции направлена на объединение усилий государства и частного промышленного сектора при определении тех направлений деятельности, где Франция может стать лидером. Кластерная политика призвана повысить конкурентоспособность экономики за счет улучшения управления кластерами (дорожные карты), расширения инструментов финансирования кластеров, вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса в кластеры.
Промышленная политика подразумевает финансирование программы с помощью таких инструментов, как государственный заказ, регулирование норм и создание стандартов, предоставление налогового кредита в том случае, если компания активно проводит исследования. В создании полюсов конкурентоспособности обязательно участие трех типов игроков – бизнес, научное сообщество, образовательные структуры.
Рассматривая эту программу, мы обнаруживаем много сходных черт с проектами Национальной Технологической Инициативы (НТИ). Во-первых, кластер формируется по инициативе государства. Во-вторых, инструменты финансовой поддержки правительства включают в себя субсидии, субсидирование ставки процента по кредитам, гарантии, налоговые преференции.
Во Франции создано три агентства для поддержки кластеров:
• Национальное исследовательское агентство (государственные исследования в программах, которые развивают партнерство между государственными и частными лабораториями и таким образом способствуют трансферу результатов из сферы государственных исследований в мир частного бизнеса).
• Агентство промышленных инноваций.
• OSEO group – комплексная поддержка малого и среднего предпринимательства.
В третьих, в развитии кластеров активно участвуют региональные и местные власти.
Во Франции создано около 70 кластеров, среди них выделяют кластеры мирового уровня (global competitiveness clusters), кластеры потенциально мирового уровня (globally-oriented competitiveness clusters) и обычные кластеры (competitiveness clusters). Каждый кластер специализирован в определенной научной или технологической сфере. Некоторые кластеры имеют одну и ту же сферу. Центры конкурентоспособности определены как объединения предприятий, учебных центров и исследовательских лабораторий, связанных географическим местоположением. В кластеры также могут быть включены местные и национальные органы власти. Для создания "национальных чемпионов" французское правительство стало поощрять объединение мелких фирм в более крупные.
Определены приоритеты развития промышленности – это те технологические направления, в области которых Франция уже имеет явные достижения и преимущества. Это конкретные перспективные разработки: спутники и самолеты на электродвигателях, автомобили с полным автоматическим управлением, новое поколение высокоскоростных поездов, заводы будущего, наноэлектроника, телемедицина.
Предполагается, что страна сможет завоевать перспективные мировые рынки. Приоритетные технологии подразделяются на четыре большие группы: экология и переход к новым источникам энергии, здравоохранение, новые виды транспорта, цифровые технологии. Кластеры функционируют в 16 отраслевых направлениях:
• биотехнология: 7,
• здоровье и питание: 2,
• автомобили и железные дороги: 4,
• энергия – движение: 5,
• аэрокосмическая и авиационная промышленность: 3,
• химия и пластика: 2,
• сельское хозяйство – пищевая промышленность – конная промышленность: 14,
• бытовые и личные вещи: 4,
• электроника – телекоммуникации: 5,
• финансовая отрасль: 1,
• текстиль – материалы: 7,
• морская технология: 2,
• промышленные процессы – сети управления рисками: 4,
• мультимедиа – трехмерное изображение: 4,
• логистика – мобильность: 4,
• механика – микротехнология: 3.
В декабре 2014 года с самых высоких трибун страны зазвучали встревоженные речи об отсутствии инноваций в России. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил о новой программе поддержки технологических разработок, которая получила название "Национальная технологическая инициатива" (НТИ). "На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10–15 лет", – говорил Президент. Идеологом новой программы было назначено Агентство стратегических инициатив, но задачи по воплощению и управлению деньгами возложены на РВК.
Вспомним историю создания этих организаций. Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" – АСИ создано в августе 2011 для развития социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров как автономная некоммерческая организация (распоряжение Правительства № 1393-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов").
РВК (Российская венчурная компания) старше АСИ на 5 лет, ее рождение в 2006 году вызвано попыткой решить вопрос о венчурных инвестициях в России. Первоначально РВК задумывалась как фонд фондов, с задачей создать 10–15 венчурных фондов для инвестиций в стартапы. РВК вкладывала деньги вместе с частными инвесторами, получая 50% минус 1 акцию в фондах, но напрямую в компании она не инвестировала. Решение возникло на примере успехов рынка венчурных инвестиций в США и в Израиле. В Израиле уже функционировал с 1993 года похожий государственный фонд Yozma объемом 100 миллионов долларов США, который привлек крупные корпорации Cisco, IBM, Intel, Microsoft. В надежде на такой же успех в совет директоров РВК включили одного из создателей Yozma Игаля Эрлиха. РВК получил в управление 30 млрд рублей ($1,1 млрд). Новую структуру возглавил Алексей Коробов, до этого руководивший аппаратом комитета по бюджету и налогам Госдумы и работавший первым заместителем председателя РФФИ.
К началу 2009 года РВК инвестировала в фонды только 15% имеющихся у нее денег, подавляющая часть средств лежала на депозитах в банках. В 2010 году у РВК появился новый гендиректор Игорь Агамирзян, и РВК создала управляющую компанию Russian Venture Asset Management Ltd для инвестиций в Великобритании и RVC Usa Inc – в США. За 2012–2013 годы РВК вложилась через них в три стартапа и четыре фонда в Кремниевой долине. К 2015 году с участием РВК было создано 23 фонда общим объемом 33,7 млрд рублей.
9 июня 2015 года на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое прошло в Иннополисе, новом городе Республики Татарстан, премьер Д.Медведев публично заявил о начале разработки Национальной технологической инициативы (НТИ). Через неделю в Санкт-Перетбурге на Международном экономическом форуме (18–20 июня 2015) состоялось обсуждение этой провозглашенной инициативы. Более подробно о сути создания НТИ заговорили на круглом столе. Василий Осьмаков, заместитель Министра промышленности и торговли РФ (в министерстве он отвечает за координацию деятельности по вопросам планирования, реализации и бюджетного обеспечения государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"), объяснил создание НТИ необходимостью иметь инструмент переноса механизмов формирования долгосрочного целеполагания из государственных структур за пределы бюрократической системы.
Другие участники заседания говорили о том, что НТИ – это новый подход к формированию и удерживанию долгосрочных приоритетов технологического развития России, что он должен реализовываться вне бюрократического аппарата. Представителям прессы разъяснили цель создания НТИ – организовать принципиально новые рынки, на которых Россия может стать глобальным лидером, рынки, которые еще только формируются и объем каждого из которых через 10–20 лет будет превышать 100 миллиардов долларов.
Может быть, некоторые члены Лазерной ассоциации (ЛАС) и знали о стратегических планах создателей НТИ, но непосвященным новые словосочетания были мало понятны. Тем более, что все были увлечены реализацией дорожной карты "Развитие оптоэлектронных технологий (фотоники)" (постановление Правительства от 24 июля 2013 г. № 1305-р). Координаторы начали формировать базы данных исследовательских проектов, выполняемых членами ЛАС.
Технологическая платформа (ТП) "Фотоника" разрабатывалась как отраслевой инструмент развития связей между участниками ТП, направленный на поддержку инновационных проектов. Идея организации технологических платформ была заимствованы из опыта Европейского союза. ТП "Фотоника" была создана по инициативе некоммерческой организации "Лазерная ассоциация", на нее был возложен ряд функций коллективного эксперта. Координаторы были загружены поручениями и запросами из ведомств и работали, несмотря на отсутствие бюджетных средств.
А между тем осенью 2015 года было обнародовано Постановление Правительства от 24 октября 2015 года № 1141 "О порядке разработки, утверждения и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы". Этот документ устанавливал порядок разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы. Эти дорожные карты уже имели государственную бюджетную поддержку – тем же постановлением Министерству образования и науки совместно с Министерством промышленности и торговли, Министерством экономического развития и Министерством финансов вменялось в обязанность разработать проект порядка мониторинга "дорожных карт". И тем же документом было рекомендовано автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и открытому акционерному обществу "Российская венчурная компания" принять участие в разработке проекта НТИ.
Наверняка внутри этих учреждений шла большая борьба. Иначе как объяснить, что через полгода постановление было отменено, и взамен ему 18 апреля 2016 года издано другое постановление – № 317 "О реализации НТИ". Теперь уже поручение подготовить стратегический план развития НТИ на долгосрочный период и предложения по контролю за его соблюдением было отдано автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Оказалось, что комбинация участников разработки и реализации "дорожных карт" изменилась – появилась межведомственная рабочая группа по разработке и реализации НТИ при Президиуме Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию, Министерство образования и науки; проектный офис НТИ, ответственные и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
И хотя ответственные чиновники ранее заявляли, что выбор и реализация долгосрочных приоритетов технологического развития России должны реализовываться вне бюрократического аппарата, все руководители НТИ оказались государственными служащими.
Сегодня НТИ значится структурной единицей АСИ. Генеральный директор АСИ Андрей Никитин, назначенный в 2011 году, с 13 февраля 2017 года переведен на пост врио Губернатора Новгородской области (ныне избран губернатором). До 18 августа 2018 года Генеральным директором АСИ назначена Светлана Чупшева (член совета директоров АО "Корпорация "МСП"). Но деньги на счетах РВК по-прежнему многим не дают покоя. Окончательного решения о слиянии Сколково и РВК пока нет, тем не менее, решение о переезде РВК в Сколково принято. В декабре 2016 года генеральным директором РВК был назначен Александр Повалко.
НТИ – Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. В рамках НТИ АСИ выделены рынки, которые, по мнению экспертов НТИ, получат развитие во всем мире в ближайшие десятилетия: EnergyNet – распределенная энергетика (альтернативные источники, умное потребление, персональное энергообеспечение); FoodNet – системы персонального производства и доставки еды; SafeNet – персональные системы безопасности; HealthNet – персональная медицина; AeroNet – системы использования беспилотных летательных аппаратов; MariNet – беспилотный морской транспорт; AutoNet – системы беспилотного автотранспорта; FinNet – децентрализованные финансовые системы; NeuroNet – нейронет (взаимодействие человека и машины, искусственные компоненты сознания и психики).
На финансирование НТИ в 2017 году из федерального бюджета будет выделено 12,4 млрд рублей. Еще 8,2 млрд проекты НТИ получат в 2018 году и 8 млрд – в 2019. В текущем году деньги на НТИ будут тратиться по трем основным направлениям. Проекты "дорожных карт" НТИ получат субсидии на 8,46 млрд рублей, 2 млрд рублей достанется центрам НТИ при университетах, еще на 2 млрд рублей сможет рассчитывать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). Ижевский проект "Сетевой завод" получил финансирование (более 19 миллионов рублей) именно от этого фонда по результатам конкурса "Развитие НТИ".
Все чаще на страницах прессы встречается лозунг о том, что ТП неэффективны в виду их патерналистских ожиданий и точка зрения на развитие промышленного потенциала через технологические платформы теперь не актуальна. Сформулирована новая парадигма: необходимо создать новые продукты, сформировать на их базе новые мировые рынки, стать лидерами на этих рынках. А информация, полученная от ТП о компаниях и разработчиках инновационных продуктов и технологий, имеющих шанс занять заметную нишу на предполагаемых рынках, легла в основу многих аналитических отчетов и прогнозов. Но это уже совсем другая история.
сторически сложилось такая ситуация, когда российская промышленность и образование оказались подготовленными только для крупносерийного производства. В современных экономических условиях они проявляют негибкость при переходе к созданию новых продуктов. Поэтому технический прогресс, подготовка кадров и поддержка технологий провозглашены основными шагами на пути развития инновационной промышленности. 1 июля 2015 года в России вступил в действие закон "О промышленной политике".
Однако современная промышленная политика в нашей стране, посмеем сказать, носит невнятный характер, ее цели и инструменты постоянно меняются. Невнятной ее можно назвать хотя бы потому, что толкование принятых правительством решений население принимает из уст СМИ. Со страниц журналов, экранов TV постоянно звучат лозунги, которые с завидной регулярностью сменяют друг друга, – теперь нас призывают вместо наноиндустрии стремиться к цифровой индустрии. Почему толкователями политики работают представители прессы, а не государственные служащие? Потому что, благодаря им, семантическое значение слов чиновников превращается в лозунги, именно пресса способствует их распространению в обществе.
Из информации, размещенной на сайте Министерства промышленности и торговли России, можно узнать, что на заседании Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии, которое провел Денис Мантуров в рамках работы ИННОПРОМА, министр сказал, что правительство страны не ставит обязательным выполнение условия импортозамещения на 100%. Его действия направлены на применение в России лучших доступных зарубежных технологий для того, чтобы совместный российский продукт был конкурентоспособен не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Министр также сообщил, что в обеспечение закона "О промышленной политике" Министерство промышленности и торговли РФ подготовило ряд проектов подзаконных актов, необходимых для запуска новых механизмов поддержки промышленности. Самые важные из них затрагивают интересы российского бизнеса и иностранных компаний, локализовавших производство в нашей стране, а также потенциальных инвесторов. Речь идет о специальном инвестиционном контракте и правилах определения отечественного продукта.
А как обстоят дела с проведением промышленной политики в других странах? Представители разных научных экономических школ дают целый ряд формулировок целей и функций государственной промышленной политики. Инструменты ее проведения в разных странах отличаются между собой. Например, в Германии промышленная политика опирается на создание научно-промышленных сетей и управления ими с помощью созданного консорциума или объединения. Программы децентрализованы, ими занимаются региональные органы власти или консорциумы и сети. Правительство не участвует в управлении программами, а лишь организует конкурсный отбор регионов.
Во Франции, столкнувшейся с деиндустриализацией и делокализацией, с ее низкой инновационной активностью, НИОКРами, поддерживаемыми государственными инвестициями, в основу промышленной политики положена политика кластеров конкурентоспособности. В ее центре – программа Competitiveness clusters policy, которая имеет ярко выраженный промышленный уклон. Эксперты находят некоторые общие черты хозяйствования между Францией и Россией с традицией государственного участия в экономике страны. Поэтому опыт Франции в проведении промышленной политики нам особенно интересен.
Кластерная политика Франции направлена на объединение усилий государства и частного промышленного сектора при определении тех направлений деятельности, где Франция может стать лидером. Кластерная политика призвана повысить конкурентоспособность экономики за счет улучшения управления кластерами (дорожные карты), расширения инструментов финансирования кластеров, вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса в кластеры.
Промышленная политика подразумевает финансирование программы с помощью таких инструментов, как государственный заказ, регулирование норм и создание стандартов, предоставление налогового кредита в том случае, если компания активно проводит исследования. В создании полюсов конкурентоспособности обязательно участие трех типов игроков – бизнес, научное сообщество, образовательные структуры.
Рассматривая эту программу, мы обнаруживаем много сходных черт с проектами Национальной Технологической Инициативы (НТИ). Во-первых, кластер формируется по инициативе государства. Во-вторых, инструменты финансовой поддержки правительства включают в себя субсидии, субсидирование ставки процента по кредитам, гарантии, налоговые преференции.
Во Франции создано три агентства для поддержки кластеров:
• Национальное исследовательское агентство (государственные исследования в программах, которые развивают партнерство между государственными и частными лабораториями и таким образом способствуют трансферу результатов из сферы государственных исследований в мир частного бизнеса).
• Агентство промышленных инноваций.
• OSEO group – комплексная поддержка малого и среднего предпринимательства.
В третьих, в развитии кластеров активно участвуют региональные и местные власти.
Во Франции создано около 70 кластеров, среди них выделяют кластеры мирового уровня (global competitiveness clusters), кластеры потенциально мирового уровня (globally-oriented competitiveness clusters) и обычные кластеры (competitiveness clusters). Каждый кластер специализирован в определенной научной или технологической сфере. Некоторые кластеры имеют одну и ту же сферу. Центры конкурентоспособности определены как объединения предприятий, учебных центров и исследовательских лабораторий, связанных географическим местоположением. В кластеры также могут быть включены местные и национальные органы власти. Для создания "национальных чемпионов" французское правительство стало поощрять объединение мелких фирм в более крупные.
Определены приоритеты развития промышленности – это те технологические направления, в области которых Франция уже имеет явные достижения и преимущества. Это конкретные перспективные разработки: спутники и самолеты на электродвигателях, автомобили с полным автоматическим управлением, новое поколение высокоскоростных поездов, заводы будущего, наноэлектроника, телемедицина.
Предполагается, что страна сможет завоевать перспективные мировые рынки. Приоритетные технологии подразделяются на четыре большие группы: экология и переход к новым источникам энергии, здравоохранение, новые виды транспорта, цифровые технологии. Кластеры функционируют в 16 отраслевых направлениях:
• биотехнология: 7,
• здоровье и питание: 2,
• автомобили и железные дороги: 4,
• энергия – движение: 5,
• аэрокосмическая и авиационная промышленность: 3,
• химия и пластика: 2,
• сельское хозяйство – пищевая промышленность – конная промышленность: 14,
• бытовые и личные вещи: 4,
• электроника – телекоммуникации: 5,
• финансовая отрасль: 1,
• текстиль – материалы: 7,
• морская технология: 2,
• промышленные процессы – сети управления рисками: 4,
• мультимедиа – трехмерное изображение: 4,
• логистика – мобильность: 4,
• механика – микротехнология: 3.
В декабре 2014 года с самых высоких трибун страны зазвучали встревоженные речи об отсутствии инноваций в России. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил о новой программе поддержки технологических разработок, которая получила название "Национальная технологическая инициатива" (НТИ). "На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10–15 лет", – говорил Президент. Идеологом новой программы было назначено Агентство стратегических инициатив, но задачи по воплощению и управлению деньгами возложены на РВК.
Вспомним историю создания этих организаций. Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" – АСИ создано в августе 2011 для развития социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров как автономная некоммерческая организация (распоряжение Правительства № 1393-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов").
РВК (Российская венчурная компания) старше АСИ на 5 лет, ее рождение в 2006 году вызвано попыткой решить вопрос о венчурных инвестициях в России. Первоначально РВК задумывалась как фонд фондов, с задачей создать 10–15 венчурных фондов для инвестиций в стартапы. РВК вкладывала деньги вместе с частными инвесторами, получая 50% минус 1 акцию в фондах, но напрямую в компании она не инвестировала. Решение возникло на примере успехов рынка венчурных инвестиций в США и в Израиле. В Израиле уже функционировал с 1993 года похожий государственный фонд Yozma объемом 100 миллионов долларов США, который привлек крупные корпорации Cisco, IBM, Intel, Microsoft. В надежде на такой же успех в совет директоров РВК включили одного из создателей Yozma Игаля Эрлиха. РВК получил в управление 30 млрд рублей ($1,1 млрд). Новую структуру возглавил Алексей Коробов, до этого руководивший аппаратом комитета по бюджету и налогам Госдумы и работавший первым заместителем председателя РФФИ.
К началу 2009 года РВК инвестировала в фонды только 15% имеющихся у нее денег, подавляющая часть средств лежала на депозитах в банках. В 2010 году у РВК появился новый гендиректор Игорь Агамирзян, и РВК создала управляющую компанию Russian Venture Asset Management Ltd для инвестиций в Великобритании и RVC Usa Inc – в США. За 2012–2013 годы РВК вложилась через них в три стартапа и четыре фонда в Кремниевой долине. К 2015 году с участием РВК было создано 23 фонда общим объемом 33,7 млрд рублей.
9 июня 2015 года на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое прошло в Иннополисе, новом городе Республики Татарстан, премьер Д.Медведев публично заявил о начале разработки Национальной технологической инициативы (НТИ). Через неделю в Санкт-Перетбурге на Международном экономическом форуме (18–20 июня 2015) состоялось обсуждение этой провозглашенной инициативы. Более подробно о сути создания НТИ заговорили на круглом столе. Василий Осьмаков, заместитель Министра промышленности и торговли РФ (в министерстве он отвечает за координацию деятельности по вопросам планирования, реализации и бюджетного обеспечения государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"), объяснил создание НТИ необходимостью иметь инструмент переноса механизмов формирования долгосрочного целеполагания из государственных структур за пределы бюрократической системы.
Другие участники заседания говорили о том, что НТИ – это новый подход к формированию и удерживанию долгосрочных приоритетов технологического развития России, что он должен реализовываться вне бюрократического аппарата. Представителям прессы разъяснили цель создания НТИ – организовать принципиально новые рынки, на которых Россия может стать глобальным лидером, рынки, которые еще только формируются и объем каждого из которых через 10–20 лет будет превышать 100 миллиардов долларов.
Может быть, некоторые члены Лазерной ассоциации (ЛАС) и знали о стратегических планах создателей НТИ, но непосвященным новые словосочетания были мало понятны. Тем более, что все были увлечены реализацией дорожной карты "Развитие оптоэлектронных технологий (фотоники)" (постановление Правительства от 24 июля 2013 г. № 1305-р). Координаторы начали формировать базы данных исследовательских проектов, выполняемых членами ЛАС.
Технологическая платформа (ТП) "Фотоника" разрабатывалась как отраслевой инструмент развития связей между участниками ТП, направленный на поддержку инновационных проектов. Идея организации технологических платформ была заимствованы из опыта Европейского союза. ТП "Фотоника" была создана по инициативе некоммерческой организации "Лазерная ассоциация", на нее был возложен ряд функций коллективного эксперта. Координаторы были загружены поручениями и запросами из ведомств и работали, несмотря на отсутствие бюджетных средств.
А между тем осенью 2015 года было обнародовано Постановление Правительства от 24 октября 2015 года № 1141 "О порядке разработки, утверждения и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы". Этот документ устанавливал порядок разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы. Эти дорожные карты уже имели государственную бюджетную поддержку – тем же постановлением Министерству образования и науки совместно с Министерством промышленности и торговли, Министерством экономического развития и Министерством финансов вменялось в обязанность разработать проект порядка мониторинга "дорожных карт". И тем же документом было рекомендовано автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и открытому акционерному обществу "Российская венчурная компания" принять участие в разработке проекта НТИ.
Наверняка внутри этих учреждений шла большая борьба. Иначе как объяснить, что через полгода постановление было отменено, и взамен ему 18 апреля 2016 года издано другое постановление – № 317 "О реализации НТИ". Теперь уже поручение подготовить стратегический план развития НТИ на долгосрочный период и предложения по контролю за его соблюдением было отдано автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Оказалось, что комбинация участников разработки и реализации "дорожных карт" изменилась – появилась межведомственная рабочая группа по разработке и реализации НТИ при Президиуме Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию, Министерство образования и науки; проектный офис НТИ, ответственные и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
И хотя ответственные чиновники ранее заявляли, что выбор и реализация долгосрочных приоритетов технологического развития России должны реализовываться вне бюрократического аппарата, все руководители НТИ оказались государственными служащими.
Сегодня НТИ значится структурной единицей АСИ. Генеральный директор АСИ Андрей Никитин, назначенный в 2011 году, с 13 февраля 2017 года переведен на пост врио Губернатора Новгородской области (ныне избран губернатором). До 18 августа 2018 года Генеральным директором АСИ назначена Светлана Чупшева (член совета директоров АО "Корпорация "МСП"). Но деньги на счетах РВК по-прежнему многим не дают покоя. Окончательного решения о слиянии Сколково и РВК пока нет, тем не менее, решение о переезде РВК в Сколково принято. В декабре 2016 года генеральным директором РВК был назначен Александр Повалко.
НТИ – Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. В рамках НТИ АСИ выделены рынки, которые, по мнению экспертов НТИ, получат развитие во всем мире в ближайшие десятилетия: EnergyNet – распределенная энергетика (альтернативные источники, умное потребление, персональное энергообеспечение); FoodNet – системы персонального производства и доставки еды; SafeNet – персональные системы безопасности; HealthNet – персональная медицина; AeroNet – системы использования беспилотных летательных аппаратов; MariNet – беспилотный морской транспорт; AutoNet – системы беспилотного автотранспорта; FinNet – децентрализованные финансовые системы; NeuroNet – нейронет (взаимодействие человека и машины, искусственные компоненты сознания и психики).
На финансирование НТИ в 2017 году из федерального бюджета будет выделено 12,4 млрд рублей. Еще 8,2 млрд проекты НТИ получат в 2018 году и 8 млрд – в 2019. В текущем году деньги на НТИ будут тратиться по трем основным направлениям. Проекты "дорожных карт" НТИ получат субсидии на 8,46 млрд рублей, 2 млрд рублей достанется центрам НТИ при университетах, еще на 2 млрд рублей сможет рассчитывать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). Ижевский проект "Сетевой завод" получил финансирование (более 19 миллионов рублей) именно от этого фонда по результатам конкурса "Развитие НТИ".
Все чаще на страницах прессы встречается лозунг о том, что ТП неэффективны в виду их патерналистских ожиданий и точка зрения на развитие промышленного потенциала через технологические платформы теперь не актуальна. Сформулирована новая парадигма: необходимо создать новые продукты, сформировать на их базе новые мировые рынки, стать лидерами на этих рынках. А информация, полученная от ТП о компаниях и разработчиках инновационных продуктов и технологий, имеющих шанс занять заметную нишу на предполагаемых рынках, легла в основу многих аналитических отчетов и прогнозов. Но это уже совсем другая история.
Отзывы читателей