Рассмотрено влияние технологии записи и хранения информации на фотографику.
Взаимодействие разных направлений человеческой мысли – искусства, науки и технологии нашло отражение в фотографии. Фотография – яркий пример того, как технологический прогресс и целый ряд естественнонаучных открытий стали причиной появления нового вида искусства. Свою содержательную часть фотография полностью переняла у классических искусств, но для воплощения идей она использует совершенно другой инструментарий. Его основа – это свет.
Новые технологии –
новые творческие приемы в фотографии и дизайне
Технологии открывают большие возможности для творческого поиска, дают пищу к размышлению, открывают неведомые прежде художественные решения. Непредсказуемость результата, характерная для процесса создания фотографии, возможность комбинирования методов проявки и печати, использование фильтров и дополнительного оборудования в различных комбинациях служили и служат превосходным материалом для творческой фантазии и эксперимента. А появление компьютера и цифровых методов обработки изображения расширяют эти границы. Например, Генри Фокс Тальбот – знаменитый пионер фотографии, получал прекрасные образцы фотограмм просто в порядке рядового опыта – исследуя реакцию на свет химических составов, нанесенных на бумагу. В результате этих опытов он получил характерные отпечатки силуэтов растений (рис.1). Этот прием повторно использован при создании обложки альбома Depeche Mode "Violator" (рис.2).
Инфракрасная фотография продолжила экспериментальное развитие технологии. Изначально ИК-фотография предназначалась для целей аграрной науки, затем быстро нашла применение в военном деле и в криминалистике. И уже скоро идея снимать в невидимом для глаза спектре захватила воображение многих фотографов. Технические сложности съемки и проявки стоили тех снимков, на которых фотографы получали непредсказуемые результаты. Замечательно, что с помощью новых инструментов, полученных в результате развития науки, художники открывают новые языки для разговора на вечные темы добра и зла, жизни и смерти, любви и искренности. В частности, снятая в ИК-диапазоне фотография всегда получается более драматичной, пейзажи выглядят так, как будто они освещены лунным светом. В таких снимках практически полностью отсутствует воздушная перспектива и изображения становятся пугающе контрастными (рис.3). Причудливое искажение цвета становится художественным приемом. Этот эффект часто используют в оформлении музыкальных альбомов, например для английской электронной группы The Creatures альбом "Boomerang" (рис.4).
Фототехника дала в руки художникам новые художественные приемы. Например, съемка с увеличенной выдержкой. Несмотря на стремление фотоинженеров уменьшить время выдержки кадра, эффект размытия и смазывания в движении (рис.5) занял прочную позицию в ряде художественных фотоприемов, и его популярность не снижается. Противоположный прием – использование короткой и сверхкороткой выдержек, которые позволяют получать снимки движения на высоких скоростях (рис.6).Так же часто, как и размытость изображения и резкость, дизайнеры используют негативное изображение. Инверсные изображения известны с давних времен – шумерские печати, гравюрные доски и литографские камни. Но с помощью фотографии негатив приобрел собственную ценность. Понятие изнанки, мистическое ощущение, которое приобретает изображение, делают создание негативов распространенным художественным ходом (рис.7). Неограниченно используются различные фильтры-насадки (рис.8). Например, существует целая группа обложек (рис.9), сделанных на основе призматического фильтра-калейдоскопа.
Кроме калейдоскопа фотографы используют софт-фильтры, которые смягчают изображение, и фильтры, усиливающие блеск ярких частей. Практически все эффекты, достигаемые использованием фильтров, сегодня можно создать с помощью компьютерных программ обработки изображений. Но идеи, реализуемые с помощью этих технологий, вышли из натурных экспериментов. Отдельно отметим технологию создания изображений с помощью специальных объективов. Искажения объекта, созданные широкоугольным объективом, позволяют получить специфические и интересные изображения. А макрообъектив дает возможность увидеть объекты, невидимые невооруженным глазом.
Прошлые эпохи для современных дизайнеров – бесконечный источник вдохновения. Создавая художественный образ прошлого, важно понимать, что технологии накладывают стилистический отпечаток на каждую эпоху. Вы никогда не перепутаете металлический блеск с перламутровым отблеском, характерный для дагерротипов, с голубым оттенком цианотипии или с крупнозернистостью первых пленок. Специфический шум снимков, сделанных цифровой камерой, позволит отличить их от снимков времен распространения слайдов. А цвета, полученные с помощью техники Polaroid никогда не повторяются. Все эти технологии являются характерными признаками определенных эпох, в которые они были созданы и завоевали широкую популярность. Они хранят в себе настроение, стиль, память об устройствах, которые когда-то были прогрессивными, актуальными и востребованными, многим из которых люди посвящали свою жизнь. Немногие современные фотографы и дизайнеры готовы повторить процесс создания, например, дагерротипа или снимка на альбуминной бумаге. Но современные дизайнеры владеют инструментами и технологиями, которые позволяют создать их визуальные аналоги. Чтобы передать дух и настроение того или иного времени, надо обратиться к характерным для них изображениям (рис.10–13).
Что лидирует в триаде
искусствО – наука – технология?
Когда мы задаем вопрос о том, что лидирует в триаде искусство-наука-технология, – однозначного ответа быть не может. Взаимное проникновение этих сфер друг в друга настолько очевидно, что они не могут быть рассмотрены как какая-либо закономерность. Для человека искусства – технология это только инструмент, для человека науки красота и гармония – подтверждение правильности научного решения.
Большинство научных изображений и схем, да и сами научные приборы, выглядят с эстетической точки зрения очень привлекательно. Неудивительно, что результаты многих научных опытов попадают на обложки групп, экспериментирующих с музыкой. Например, дисперсия света, открытая Ньютоном, на обложке альбома Dark side of the Moon. Pink Floyd (рис.14). Или же график ровно ста радиоимпульсов от пульсара PSR 1919+21 – иллюстрация из астрономической энциклопедии в инверсном виде на обложке альбома Unknown Pleasures группы Joy Division (рис.15). А сингл Gamma rey (исполнитель Beck) – оформлен рентгеновским снимком (рис.16).
Большинство первых фотографов работало на камерах собственной конструкции. В процессе экспериментов с желанием достичь иного качества снимков они экспериментировали и изобретали новые реактивы и носители для изображений. Сегодня процесс совершенствования технологий продолжается. И очевидно, что искусство, наука и технологии идут рядом, а дизайн создает между ними гармонию. ▪
Новые технологии –
новые творческие приемы в фотографии и дизайне
Технологии открывают большие возможности для творческого поиска, дают пищу к размышлению, открывают неведомые прежде художественные решения. Непредсказуемость результата, характерная для процесса создания фотографии, возможность комбинирования методов проявки и печати, использование фильтров и дополнительного оборудования в различных комбинациях служили и служат превосходным материалом для творческой фантазии и эксперимента. А появление компьютера и цифровых методов обработки изображения расширяют эти границы. Например, Генри Фокс Тальбот – знаменитый пионер фотографии, получал прекрасные образцы фотограмм просто в порядке рядового опыта – исследуя реакцию на свет химических составов, нанесенных на бумагу. В результате этих опытов он получил характерные отпечатки силуэтов растений (рис.1). Этот прием повторно использован при создании обложки альбома Depeche Mode "Violator" (рис.2).
Инфракрасная фотография продолжила экспериментальное развитие технологии. Изначально ИК-фотография предназначалась для целей аграрной науки, затем быстро нашла применение в военном деле и в криминалистике. И уже скоро идея снимать в невидимом для глаза спектре захватила воображение многих фотографов. Технические сложности съемки и проявки стоили тех снимков, на которых фотографы получали непредсказуемые результаты. Замечательно, что с помощью новых инструментов, полученных в результате развития науки, художники открывают новые языки для разговора на вечные темы добра и зла, жизни и смерти, любви и искренности. В частности, снятая в ИК-диапазоне фотография всегда получается более драматичной, пейзажи выглядят так, как будто они освещены лунным светом. В таких снимках практически полностью отсутствует воздушная перспектива и изображения становятся пугающе контрастными (рис.3). Причудливое искажение цвета становится художественным приемом. Этот эффект часто используют в оформлении музыкальных альбомов, например для английской электронной группы The Creatures альбом "Boomerang" (рис.4).
Фототехника дала в руки художникам новые художественные приемы. Например, съемка с увеличенной выдержкой. Несмотря на стремление фотоинженеров уменьшить время выдержки кадра, эффект размытия и смазывания в движении (рис.5) занял прочную позицию в ряде художественных фотоприемов, и его популярность не снижается. Противоположный прием – использование короткой и сверхкороткой выдержек, которые позволяют получать снимки движения на высоких скоростях (рис.6).Так же часто, как и размытость изображения и резкость, дизайнеры используют негативное изображение. Инверсные изображения известны с давних времен – шумерские печати, гравюрные доски и литографские камни. Но с помощью фотографии негатив приобрел собственную ценность. Понятие изнанки, мистическое ощущение, которое приобретает изображение, делают создание негативов распространенным художественным ходом (рис.7). Неограниченно используются различные фильтры-насадки (рис.8). Например, существует целая группа обложек (рис.9), сделанных на основе призматического фильтра-калейдоскопа.
Кроме калейдоскопа фотографы используют софт-фильтры, которые смягчают изображение, и фильтры, усиливающие блеск ярких частей. Практически все эффекты, достигаемые использованием фильтров, сегодня можно создать с помощью компьютерных программ обработки изображений. Но идеи, реализуемые с помощью этих технологий, вышли из натурных экспериментов. Отдельно отметим технологию создания изображений с помощью специальных объективов. Искажения объекта, созданные широкоугольным объективом, позволяют получить специфические и интересные изображения. А макрообъектив дает возможность увидеть объекты, невидимые невооруженным глазом.
Прошлые эпохи для современных дизайнеров – бесконечный источник вдохновения. Создавая художественный образ прошлого, важно понимать, что технологии накладывают стилистический отпечаток на каждую эпоху. Вы никогда не перепутаете металлический блеск с перламутровым отблеском, характерный для дагерротипов, с голубым оттенком цианотипии или с крупнозернистостью первых пленок. Специфический шум снимков, сделанных цифровой камерой, позволит отличить их от снимков времен распространения слайдов. А цвета, полученные с помощью техники Polaroid никогда не повторяются. Все эти технологии являются характерными признаками определенных эпох, в которые они были созданы и завоевали широкую популярность. Они хранят в себе настроение, стиль, память об устройствах, которые когда-то были прогрессивными, актуальными и востребованными, многим из которых люди посвящали свою жизнь. Немногие современные фотографы и дизайнеры готовы повторить процесс создания, например, дагерротипа или снимка на альбуминной бумаге. Но современные дизайнеры владеют инструментами и технологиями, которые позволяют создать их визуальные аналоги. Чтобы передать дух и настроение того или иного времени, надо обратиться к характерным для них изображениям (рис.10–13).
Что лидирует в триаде
искусствО – наука – технология?
Когда мы задаем вопрос о том, что лидирует в триаде искусство-наука-технология, – однозначного ответа быть не может. Взаимное проникновение этих сфер друг в друга настолько очевидно, что они не могут быть рассмотрены как какая-либо закономерность. Для человека искусства – технология это только инструмент, для человека науки красота и гармония – подтверждение правильности научного решения.
Большинство научных изображений и схем, да и сами научные приборы, выглядят с эстетической точки зрения очень привлекательно. Неудивительно, что результаты многих научных опытов попадают на обложки групп, экспериментирующих с музыкой. Например, дисперсия света, открытая Ньютоном, на обложке альбома Dark side of the Moon. Pink Floyd (рис.14). Или же график ровно ста радиоимпульсов от пульсара PSR 1919+21 – иллюстрация из астрономической энциклопедии в инверсном виде на обложке альбома Unknown Pleasures группы Joy Division (рис.15). А сингл Gamma rey (исполнитель Beck) – оформлен рентгеновским снимком (рис.16).
Большинство первых фотографов работало на камерах собственной конструкции. В процессе экспериментов с желанием достичь иного качества снимков они экспериментировали и изобретали новые реактивы и носители для изображений. Сегодня процесс совершенствования технологий продолжается. И очевидно, что искусство, наука и технологии идут рядом, а дизайн создает между ними гармонию. ▪
Отзывы читателей